Андрей Звягинцев: история побед самого известного за границей нового российского режиссера
Андрей ЗвягинцевГеннадий АвраменкоАндрей Звягинцев: история побед самого известного за границей нового российского режиссераАнна Писчева16 января 2018 11:3815870
Его фильм «Нелюбовь» остался без премии «Золотой глобус», однако получил номинацию на BAFTA и, скорее всего, окажется среди претендентов на «Оскар»
С момента триумфа на Венецианском кинофестивале фильма «Возвращение» в 2003 году Андрей Звягинцев каждой своей картиной подтверждает репутацию любимца киноэкспертов как в России, так и за границей. Сама биография режиссера дает повод поразглагольствовать о человеке, для которого кинематограф является большой и искренней любовью. Будущий режиссер окончил два актерских факультета: Новосибирского театрального училища и ГИТИСа. Но в театр не пошел, потому что не был согласен со всеми изменениями, которые коснулись этой сферы в начале девяностых. Потом Андрей стал постоянным посетителем музея кино, где и прошел свои университеты, а трудился при этом дворником. После небольшого опыта работы в рекламе и сериалах Звягинцев снимает то самое «Возвращение», свой первый полнометражный фильм. Кроме «Золотого льва» в Венеции картина получила больше двух десятков наград и номинаций в самых разных странах, а критики единодушно назвали Звягинцева чуть ли не гением.
Душераздирающая семейная драма «Изгнание», второй полнометражный фильм Андрея, прошел с куда меньшим триумфом, однако фильмы Звягинцева начинают все больше интриговать любителей кинодрам, а критики всерьез говорят о новом художественном языке и невероятной силы визуальных образах, перенесенных на экран режиссером и его постоянным оператором Михаилом Кричманом.
Андрей Звягинцев и актриса Марьяна Спивак на презентации фильма «Нелюбовь» в КаннахГеннадий Авраменко
Если сюжеты «Возвращения» и «Изгнания» разворачивались в почти придуманном мире, то действие «Елены» перенесено в лощеный столичный центр и в куда менее респектабельные спальные районы. Изначально картина должна была стать частью большого международного кинопроекта об апокалипсисе в самых разных его проявлениях. Однако взгляды британского продюсера и российского режиссера быстро разошлись, и вполне вероятно, что каждый от этого только выиграл. С не меньшими трудностями шли и поиски актеров, но все мучения стоили результата. Надежда Маркина, Андрей Смирнов и Елена Лядова предстали в образах далеко не положительных, но при этом очень харизматичных персонажей. Фильм получил приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» в Каннах, Гран-при Гентского кинофестиваля в Нидерландах и российскую «Нику». А также титул одного из важнейших российских фильмов последних лет, и оптимизм кинокритиков в данной ситуации не выглядит надуманным.
Как и многие режиссеры, Андрей не избежал романов с актрисами, а с Ириной Гриневой прожил шесть лет в браке. Однако в последние годы 53-летний режиссер счастлив в браке с киномонтажером Анной Матвевой. Пара воспитывает сына ПетраГеннадий Авраменко
Но если «Елена» была своего рода артподготовкой, то «Левиафан» стал настоящей бомбой. Настолько брутальный портрет современной России мог бы снять разве что Алексей Балабанов, и неудивительно, что вокруг «Левиафана» разгорелась дискуссия с участием искусствоведов, чиновников, священников и всех, кто почувствовал себя задетым современной киноверсией библейской истории. Фильм получил «Золотой глобус», был номинирован на «Оскар» и уже по мнению иностранных кинокритиков стал одной из десяти лучших картин 2014 года. В России киносообщество сразу разделилось на тех, кто «за» и «против», и яростные дискуссии в соцсетях не утихали несколько месяцев.
Актриса Елена Лядова сыграла в «Елене» и «Левиафане.» Вместе с Андреем Звягинцевым они получили за эти фильмы впечатляющее количество наградГеннадий Авраменко
Вокруг фильма «Нелюбовь» ажиотажа куда меньше. Тем не менее создатели картины получили комплимент от Дмитрия Медведева и массу положительных отзывов в прессе, но в основном в иностранной. Шансы на «Оскар» оценивают по-разному. С одной стороны, процедурный триллер на фоне духовной катастрофы выглядит крайне современной реакцией на многие события, происходящие в России и мире. И такой фильм может заинтересовать киноакадемиков. Но в то же время в шорт-листе номинации «Лучший иностранный фильм» у Звягинцева очень сильные конкуренты. Впрочем, с «Оскаром» или без него, «Нелюбовь» уже стала одной из лучших кинодрам года, и все, что происходит вокруг этого фильма и других картин Андрея Звягинцева, позволяет назвать подобный жанр одним из самых конкурентоспособных, если речь идет о международных успехах российского кино.
—
Источник